Как решить проблему потери мотокультиватором ходовых свойств?
Чтобы слушался помощник
Как решить проблему потери мотокультиватором ходовых свойств?
Юрий Пряхин, р. п. Панино, Воронежская область
Обработка земельного участка сегодня немыслима без применения средств малой механизации. Особенно популярны мотокультиваторы, во многом заменяющие нам лопаты, тяпки и грабли. В отличие от громоздких мотоблоков, они сравнительно легче и более маневренны. Тем не менее эти новые «орудия», как и другая садово-огородная мототехника, в процессе работы теряют свои эксплуатационные качества. И часто дефекты приходится исправлять своими силами.
типичная проблема
Рабочая часть всех моделей мотокультиваторов представляет собой стандартный узел: корпус с механизмом сцепления и приводной вал, на который монтируются фрезы и другое оборудование. Именно в местах сочленений со временем проявляется выработка. В результате агрегат начинает «тянуть» относительно траектории полосы рыхления. Приходится все больше и больше применять усилий для выравнивания хода культиватора. Но постоянно поправлять 30–40-килограммовое орудие – это не работа с «помощником»! Особенно для людей с больной спиной.
кстати
Мотокультиваторы чаще выходят из строя при их эксплуатации на тяжелых грунтах.
в чем причина
С данной проблемой хорошо знакомы обладатели мототехники, эксплуатирующие ее на тяжелых грунтах. Из-за большей ударной нагрузки на активные органы быстро появляются люфты в штифтовых соединениях, и далее дисбаланс между правой и левой сторонами агрегата только усиливается. Косые ножи фрез заходят в почву неодновременно, поэтому линия обработки отходит под некоторым углом. Дефект, как показывает практика, также может проявляться и с момента эксплуатации вследствие заводских недочетов: нередко выявляется несоосность установочных отверстий между валом и фрезами. Разница в каких-то 1–2 мм приводит к нарушению линии постановки ножей левой и правой сторон вала (на фото 1). В итоге разделку почвы вести без огрехов невозможно, если периодически не подправлять ход самой машины.
решение
Описанный дефект относится и к мотоблокам, оснащенным половинчатыми фрезами и полольниками. Устранить его можно высверливанием новых отверстий; но сделать это с точностью в обойме из закаленной стали, да еще в домашних условиях, не так-то просто. Поэтому предлагаю свое решение: отбалансировать фрезы. Для этого необходимо убедиться, в какую именно сторону «заносит» агрегат. Если в левую, то на правой фрезе нужно снять один нож и немного отрезать у него край. И наоборот: когда уводит в правую сторону – снимается левая фреза.
Так вот, для начала стоит попробовать отпилить кусочек в виде треугольника скосом в сторону движения (фото 2). После этого следует пройтись – проверить ход культиватора (мотоблока) в работе. Если операция принесла незначительный эффект, нужно подрезать нож больше – поперек самой лапы (фото 3). Такой способ обязательно обеспечит желаемый результат.